«Я мог бы убить Aerosmith» - Дейв Мастейн

Корреспондент журнала «Kerrang» Пол Рис осенью 1994 года, по его словам, играл в пустыне в кости со смертью, пытаясь найти неуловимого и якобы «опопсевшего» Дейва Мастейна. Он нашел его в студии «Fat Planet», расположенной в одном из самых жутких районов Феникса штата Аризона. За полчаса езды от этого растянувшегося вдоль пустыни города по шоссе, которое проходит мимо огромных кактусов и кроваво-красных скал, Пол Рис добрался туда, где среди грязных ресторанов быстрого питания и пустых коробок промышленных зданий расположены похожие друг на друга склады.

Один из них отличался от остальных множеством припаркованных дорогих машин. В этом строении «Megadeth» записали шестой альбом «Youthanasia». Жара здесь не спадает даже ночью, когда вокруг гремят перестрелки. Но внутри здания воздух чистый и прохладный. Завтра все оборудование будет демонтировано и переправлено в Лос-Анджелес, где Макс Норман, продюсер группы, откроет на постоянном месте студию заново. Лидер группы Дейв Мастейн без конца звонит по телефону. Остальные трое - Марти Фридман, гитарист, Дейв Эллефсон, басист, и Ник Менза, барабанщик, - обсуждают обложку альбома «Youthanasia». Вдруг они впадают в панику, обнаружив, что на изображении повешенных детей один младенец – чернокожий, но Дейв Мастейн берет дело в свои руки.

Пол Рис комментирует, что всем очевидно, кто управляет машиной «Megadeth», набирающей обороты. Новый альбом напичкан сочными аккордами, плотной пульсацией гитар и осколками мелодии. Остался в прошлом болезненный холод их предыдущего альбома «Countdown To Extinction». А вот «носовое хныканье», которое раньше ощущалось в голосе Мастейна, Пол вспомнил, сказав, что Дейв научился петь.

Солист «Megadeth» вспомнил Джо Эллиота, который не мог трезвым слушать собственный первый альбом «Def Leppard» и сказал, что считал его за это болваном, потому что ему этот альбом нравился. Но сейчас, после того, как Элиот вырос как вокалист, Дейв начал понимать его разочарование своим исполнением. Но свое исполнение он может слушать даже трезвым, вспоминая, что был совсем мальчишкой, когда записал «Killing Is My Business». Он вынужден был петь только потому, что их вокалист, которого он назвал придурком, «приперся» в студию с шестью банками пива и накрашенными глазами. Тогда он поблагодарил его за пивко и отослал подальше. Зато сейчас Дейв, наконец, доволен своим вокалом.

Мастейн, уставший после записи альбома «Youthanasia», отдыхал в холле студии. Он пребывал в отличном настроении и был остроумен и крайне сосредоточен. Он с восторгом рассказывал о том, как сам микшировал пластинку вместе с Максом, и был горд, что остальные доверили ему этот ответственный процесс. Дейв вспоминал, как прослушивал песни с точки зрения продюсера и не говорил, что его соло должно звучать громче, чем соло Марти. Он подчеркнул это, потому что знал, как Ларс из группы «Metallica» требовал приглушить бас Джесона, когда микшировал альбом «And Justice For All» вместе с микшерской командой Томпсона и Барбьеро. Тогда Ларс приказал сделать бас Джесона едва слышным, а потом сделать его еще на полделения ниже. Мастейн сказал, что стремится к ровному звучанию всех инструментов. Эту историю про Ларса Дейву рассказал Стив Томпсон, когда «Megadeth» хотели пригласить его для микширования. Услышав эту историю, лидер группы отказал Стиву, прокомментировав, что тот получит эту работу, только сделав Стиву минет. А Ларсу посоветовал и дальше «отращивать его шишку». Эти незатейливые шуточки солист сопровождал безудержным смехом. Теперь он любит посмеяться и не любит учить других.

Он так и сказал, что сам кайфует от жизни, и больше не хочет учить других, как нужно жить. Далее Мастейн перевел разговор на отношения в группе. Он рассказал, как близка их четверка, как они заботятся друг о друге, и как отражается на всех, если кому-то одному плохо. Именно в этой близости Дейв видит причину бешеной скорости, с которой развивается группа. Группа «Megadeth» раньше не раз проходила через раздоры и наркотики, после каждого очередного альбома заявляя, что освободились от пагубного пристрастия. Тогда каждое турне они завершали в полном смятении, а соперники из других групп с удовольствием ждали, когда они поубивают друг друга. Сейчас раздоры и наркотики остались в прошлом, группа прошла через это. Мастейн не считает нужным постоянно смотреть в зеркало заднего вида. Прошлое должно оставаться в прошлом и больше не волнует Дейва.

Пол Рис напомнил о гастролях, на которых они должны были поддерживать «Countdown To Extinction». Выступления Мастейн начал с проблем с наркотиками, но полностью завязал к концу турне. Корреспондент спросил, что тогда случилось. Дейву это не понравилось. Он резко ответил, что его пристрастие тогда никак не сказалось на гастролях «Metallica» хотя он делал то, что делают все наркоманы – «накачивался наркотиками». И что это – его личное дело. И посоветовал тем, кто хочет знать, чем он занимается, нанять частного детектива, потому что он ведет очень непростую и изменчивую жизнь, которая объясняет все остальное. Пол Рис продолжал развивать тему наркотиков, предлагая вспомнить тот момент, когда Дейв решил отказаться от своей пагубной привычки.

Мастейн такой момент вспомнил. Он «охрененно» хотел завязать еще тогда, когда ушел из группы «Metallica». В 1988 году он лег в клинику на лечение, твердо решив бросить. Второй раз он решил отказаться от наркотиков в прошлом году, когда их сняли с турне группы «Aerosmith». Он понял, что убьет кого-то – понятно кого – и окажется за решеткой, ели не завяжет. Сейчас он не знает кайфа круче, чем игра с ребятами из своей группы. Дейв, перепробовавший за свою жизнь все позы в сексе и все наркотики, побывавший во всех странах мира, заявил, что ничто не может сравниться с общением с семьей и коллегами по группе. И если бы завтра наступил конец света, он сказал бы, что любит жену, сына и музыкантов соей группы, с которой они только что записали «охренительную» пластинку.

Пол констатировал, что «Youthonasia» - новая страница в истории группы «Megadeth», которая ушла, наконец, от стиля «высокохудожественного скоростного металла». Дейв рассказал, что этот термин придумал один нью-йоркский «кретин», который снабжал их наркотиками на гастролях. Он как-то раз, сидя дома и покуривая травку, выдал определение: «Высокохудожественный метал». Тогда этот термин Дейву понравился, но он считает, что они никогда просто скоростной металл (speed metal) не играли. «Megadeth» всегда была большим, чем просто металлическая группа, но никогда не заявляла об этом, так как любая терминология ограничивает рамки. Мастейн сказал, что считает все группы - от «Slayer» до «Crowded House» - похожими по музыкальному стилю, с разницей только в скорости игры.

Корреспондент спросил Дейва, кого он считает современниками «Megadeth». Лидер группы особенно выделил «U2» как популярную группу, которая без устали стремится донести музыку до своих слушателей, не ограничивая себя рамками стиля. Второй Мастейн назвал группу «Depeche Mode» не столько из-за их музыки, сколько из-за понимания ими своей аудитории. Эта группа становится все популярнее, по мнению Дейва, потому что пишут музыку и играют для своих фанатов, а не для того, чтобы угодить музыкальной индустрии.

Пол задал вопрос, а не хотел ли бы Мастейн пойти на риск, кардинально изменив музыкальный стиль «Megadeth». Дейв ответил, что для него было бы рискованным спеть дуэтом с вокалисткой «Eurhythmics» Анни Леннокс. Если бы им это понравилось, то ему было бы все равно, кого это … волнует. И снова вернулся к теме нового альбома. Он считает, что их пример даст мужество многим другим группам исполнять песни такого же рода. Мастейн вспомнил Брюса Дикинсона, который покинул «Iron Maiden», чтобы делать то, что ему реально нравилось. Дейв сознался, что раньше ему просто не хватало на это мужества.

Пол поинтересовался, что будет делать Дейв, если его новаторский альбом «Youthanasia» не будет продаваться. Лидер группы «Megadeth» ответил, что это ему, мягко говоря, по фиг, потому что он не ради денег занимается музыкой. «Если бы я думал зарабатывать, - сказал Мастейн и выругался, - я бы не занимался музыкальным бизнесом». Ради денег они занялись бы кантри, коротко подстригшись и пахли бы так, что их милые задницы бы румянились, а толстые фермерши сходили с ума от их дерьма. Дейв процитировал Энди Уорхола о праве каждого на свои пятнадцать минут славы и немного пококетничал, сказав, что парень, направивший на него прожектор славы, просто уснул. Мастейн, бывший в центре внимания уже больше десяти лет, привык высказываться, не стесняясь в выражениях. Он резко и не без ругательства высказался в адрес тех, кто не имеет своего мнения, в конце деликатно назвав таких людей амебами.

Корреспондент поинтересовался, каким Дейв представляет себе среднестатистического поклонника «Megadeth». Солист сначала затруднился с ответом, а потом пошутил, что любой, покупающий пластинку их группы, просто в него влюбляется. Сейчас у него одно желание – продолжительные и напряженные гастроли, которые бы позволил ему многих разозлить, а многих осчастливить. Лидер «Megadeth» широко улыбается, рассказывая, как с удовольствием бесит многих своим страстным исполнением. Ему нравится злить таких, и он старается делать это еще сильнее. Но на самом деле он хочет только одного: «играть замечательную музыку для замечательных людей и жить замечательной жизнью», но сомневается, что ему в этом поверят.

В связи с этим Пол вспомнил высказывания Макс Кавалера из группы «Sepultura» о «Megadeth». Ему не понравилась кавер-версия сингла «Paranoid» из альбома «Nativity in Black», и он честно сознался, что не понимает ее и находит слишком похожей на оригинал. Нового альбома «Megadeth» он тоже не слышал, но считает, что у них получилась совершенно легковесная, коммерческая пластинка. Макс говорит, что «зафанател» от группы с самого первого их альбома из трех песен. Ему понравилось звучание, быстрый темп песен и шикарная гитарная работа, но все последующие диски его совершенно не «прикололи». Теперь «Megadeth» не в его вкусе, и он их не слушает.

На вопрос о продажности и коммерциализации группы Макс ответил уклончиво, ссылаясь на то, что многие любят болтать про коммерцию, слышат ли они альбом с «блевотными позывами» или запись шумов аэропорта. А группе «Megadeth» удалось выжить, записывать альбомы и гастролировать, и, слава Богу, если такая карьера их устраивает. Сам же Макс играет совершенно другую музыку.

От недоброжелателей корреспондент перешел к вопросу о бывших коллегах Мастейна по группе «Metallica» и попросил высказать мнение о состоянии металла 90-х годов. Дейв взревел, что «гребаный» мир слетел с катушек в день их встречи с Джеймсом Хэтфилдом, но они создали новый музыкальный стиль, который позволил многим группам донести до всей планеты свои идеи. На вопрос, не думал ли Мастейн снова играть с Джеймсом и Ларсом, Дейв ответил отрицательно, говоря, что не стал бы этого делать из уважения и преданности их группе. Но он вполне допускает сотрудничество не в музыкальной сфере. Он с удовольствием поохотился бы вместе с Джеймсом, просто общаясь, как обычные люди, чего им так всегда не хватало. Дейв считает, что члены группы «Metallica» плохо были знакомы друг с другом в человеческом плане. Когда на последних совместных гастролях в Европе Мастейн узнал, что Кирк Хэмметт больше не исполняет соло на гитаре, он очень расстроился, думая, что мог бы быть на его месте, но потом послал эти мысли на фиг, вспомнив, что подростки любят «Megadeth» не меньше, чем «Metallica». Многие были не довольны совместными гастролями двух групп, но Дейв не имеет претензий к тем, кто ни хрена не знает.

Пол Рис высказал свое мнение о том, что Мастейн оставил свой след в металле еще во время работы в группе «Metallica», а потом стал создателем «высокохудожественной скоростной металлической группы», и спросил Дейва, как он оценивает весь металл в музыке 1994 года. Солист «Megadeth» определил современный «heavy metal» как пребывающий в смятении. Он считает, что в этом жанре в последнее время появилось множество «незаконнорожденных отпрысков». Он сравнил металл с могучим дубом, усеянным желудями и дающим свои саженцы. Дейв считает, что им не хватает хорошей встряски, чтобы вернуть сущность жанра, который когда-то олицетворяли «охрененные» металлические группы: «Maiden», «Zeppelin», «Priest», «Purple», «Sabbath» и «Rainbow».

Другие интервью