Продюсер Макс Норман о записи альбома «Youthanasia»

Макс Норман стал не просто продюсером альбома «Youthanasia». Он был звукоинженером, микшировал запись, продюсировал запись, а также внёс свой вклад в аранжировку всех песен альбома. Марти Фридман отмечает, что Макс был пятым участником группы. Дэйв Мастейн в одном из своих недавних интервью сказал: «Макс, естественно, стал самой приятной находкой для группы за все годы ее существования. Он не только отличный продюсер, но и имеет тонкий слух. Это самый интеллигентный человек, который мне был когда-либо знаком».

Для Макса Нормана, уроженца Великобритании, продюсирование гитар с убийственным звучанием не в новинку. Помимо всего прочего, на его счёту работа Оззи Осборном и Ренди Роадсом (альбомы «Tribute», «Dairy Of a Madman», «Blizzard Of Ozz»). С раннего возраста, когда Макс пытался писать хард-роковую гитару на пленку, и до сегодняшнего дня, на его глазах жанр изменился до неузнаваемости. «Сегодня в гитарном звуке не так много динамики, как раньше, – уточняет Макс Норман. – Сейчас гитаристы в большей степени полагаются на овердрайв – датчики стали лучше, а в усилителях применяется существенно большая перегрузка. Например, Роадс играл на значительно более чистом звуке, если его сравнивать с Марти или Дэйвом. Не могу сказать, хорошо это или плохо».

«Запись гитарного звука с повышенным уровнем перегрузки сегодня обусловлена множеством проблем, – размышляет Норман. – Всегда сложно работать с дисторшн, потому что такое звучание может быстро утомить. Сильный дисторшн съедает объёмность записи. Помимо этого, он полностью забывает партии с чистым звуком. Хотя сама по себе гитара с дисторшн звучит довольно-таки мощно, она портит общую картину записи. Также современные гитаристы играют толстыми медиаторами, применяют мощную атаку, но это, как я думаю, качественного звучания не даёт, потому что таким образом они попросту перенапрягают струны. Я думаю, что менее сильной атаке гитара даст более певучий звук. О чем я говорю? Послушайте песни Джеффа Бека, когда он играет пальцами, и все поймете».

Но в интересах записывающихся музыкантов Макс Норман подавляет в себе любовь к чистому звуку: «Сложно – не значит, что это невозможно! Просто нужно хорошо потрудиться, чтобы достичь необходимого баланса. Я имею ввиду то, что Megadeth и чистый звук несовместимы. Подобное сочетание не будет давать нужного результата. Они созданы для иной музыки. Итак, это очень сложно, но мне надо с этим справиться».

В альбоме «Youthanasia» все гитары были записаны с помощью 4-х близко расположенных к колонкам микрофонов. Два «Seinheiser 421» и «Shure 57» были поставлены перед колонками «Grate» (динамики Celestion) и «Marshall» (4х12). На расстоянии 6-7 футов от усилителя также был расположен и удаленный микрофон, который улавливал объёмную акустику.

«Как только у нас получался дубль, мы копировали ритм-треки Дэйва и Марти и не старались что-то сделать с их звучанием. Мы пользовались наложением, что уплотняло фактуру композиции. Одновременно с этим, мы старались сохранить первоначальное звучание. Я думаю, не следует значительно менять звук при наложении, за исключением тех крайних случаев, когда вы накладываете чистый звук на искаженный, что при микшировании в дальнейшем позволяет вам изменять уровень дисторшн. Естественно, наличие 2-х разных гитарных звучаний зачастую кажется более полезным, но это очень сложный процесс. Звучание после наложения становится более острым и плотным. С другой стороны, при этом мы теряем индивидуальность, потому что нельзя различить многие присущие исполнителю нюансы».

Первая запись группы, над которой Норман проработал с первых и до последних дней – это альбом «Countdown To Extinction» 1992 года. Эта работа настолько совершенна технически, что это даже сложно себе представить нечто лучшее. «Этот альбом – очень аккуратная запись. Когда мы закончили работать над ним, то у меня создавалось впечатление, что в этом направлении с Megadeth больше некуда было двигаться, потому что мы достигли совершенства, – вспоминает Макс Норман. – Немного подумал, я чувствовал, что хотя альбом и нельзя упрекнуть в отсутствии эмоций, он получился достаточно строгим. Мы с таким рвением боролись за совершенство, что каждую партию записывали отдельно, после чего долго изучали ее. В то время я был сторонником «записи с одного дубля», потому что в этом есть своя музыкальная логика. Помимо этого, если вы возьмете любую старую запись, то это будет своего рода ансамблевым шедевром, а не суммой идеально записанных партий. Когда мы делали последний альбом, мы договорились, что не будем слушать отдельные треки. Мы оценивали песню в целом, и если ее звучание нам нравилось, мы ее оставляли».

«Во время записи подкладочных партий для нового альбома «Youthanasia» мы решили, что от начала до конца все будут играть весте. Так что если кто-то совершал ошибку, то запись песни нужно было начинать снова. Я настаивал на этом, потому что уверен, что подкладочные партии должны быть частью живого представления. Это потребовало больших усилий с моей стороны, но итоговый результат показал, что работа была проведена не случайно».

«После того, как были записаны подкладочные партии, мы мотали пленку на начало песни и накладывали ритм-гитары Марти и Дэйва, причем снова играла вся группа будто бы они выступали на концерте. Мы не стали что-то менять, конечно, если кое-что не звучало совсем отвратительно. Если внимательно прислушаться к песни Youthanasia, то можно там найди несколько небольших ляпов вроде шума струн, но мы подумали, что это не критично. Если вы прослушаете роковую классику, тот же Led Zeppelin, то можно обнаружить, что многие любимые места стали были следствием ошибок!».

Чтобы не заострять внимание на одной песне и сохранить ощущение «живой» записи. Группа решила, что если песня не получается с третьего дубля, то нужно перейти к следующей. «Отмечу, что многие композиции мы все-таки записали с первого дубля. Подкладочные партии с ритм-гитарами Марти и Дэйва были готовы достаточно быстро, – уточняет Норман. – Главное, что новый альбом в сравнении с Countdown был записан намного быстрее и с отличным настроением. Во время работы над Countdown мы много дней потратили только на чистку ритм-гитарных мелодий. А это, честно говоря, превращает работу над альбомом в скучное занятие! В этот раз мы даже не успели толком понять, как перешли к самому интересному – записи гитарных соло, вокала, наложения акустических инструментов».

Среди множества групп мало кто так привязывается к своему фирменному звуку так, как это делает Megadeth. Марти Фридман и Дэйв Мастейн по-прежнему спешат порадовать публику грохотом и бескомпромиссным ревом гитар Jackson.

Чтобы получилось такое звучание, которое Megadeth использует в песне «Train Of Consequences», нужно найти метальный дисторшн. Примочки такого рода сильно различаются по параметрам и звуку, поэтому подобрать характерное звучание нужно своими руками. Эквалайзер, показанный на рисунке, используется во время соло. Положение движков продемонстрировано с высоким уровнем достоверности. Несмотря на это, внимательно прослушайте соло и редактируйте частоты, если это нужно. Хорус работает в стерео-режиме. Применяйте его, даже если вы играете через моно-канал, потому что ритм-гитарам нужно звучать достаточно объемно.

Оборудование, представленное на рисунке, используется во всех песнях нового альбома. Следует отметить, что после дисторшн нужно включить эффект wah-wah (песня I Thought I Knew It All), а также воспользоваться дилеем с большим временем задержки и несколькими повторами для соло в песне Youthanasia.

Другие статьи